Анализ образовательного процесса за первое полугодие 2014-2015 учебного года


Анализ образовательного процесса в ЧОУ Свято-Симеоновской гимназии

за первое полугодие 2014-2015 учебного года

 

  1. Информационная справка

 

На начало 2014 – 2015 учебного года обучалось 85 обучающихся, на конец первого полугодия  численность обучающихся увеличилась до 97.

Для реализации поставленных задач в гимназии на начало учебного года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения.

Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальную и групповую работы со слабоуспевающими учащимися и учащимися, мотивированными на учебу.

Учебный план школы был составлен на основании базисного учебного плана. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения. Сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого.

Школьный компонент был распределён на изучение предметов по базисному учебному плану с целью углубления и коррекции знаний учащихся.

Гимназическое образование является вариантом профильности в старшей школе.  Все базовые обязательные предметы реализуют государственный стандарт. К предметам, изучаемым на  дополнительном (углубленном)  уровне,  относятся русский язык и обществознание.

К предметам, поддерживающим профильные предметы, относятся элективные курсы «Право» и «Экономика».

Система дополнительного образования является составной частью образовательной программы гимназии. Большинство педагогов дополнительного образования являются учителями-предметниками, реализующими учебный план гимназии.

В систему дополнительного образования входят 7 кружков и секций:  драматический театр, вокальная студия, ИЗОстудия, кружок «Обучение игре на гитаре», секция футбола.

Была создана структура методической работы, проводилась работа по обеспечению и сохранению здоровья детей. Содержание среднего общего образования в школе определяется образовательной программой, разработанной и реализуемой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.

Программно-методическое обеспечение позволило в полном объеме реализовать учебный план.

Календарно-тематическое планирование учителей разработано в соответствии с содержанием учебных программ по изучаемым предметам общеобразовательного цикла и утверждено директором школы.

Расписание учебных занятий составлено с учетом целесообразности воспитательно-образовательного процесса, создания необходимых условий для обучающихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики работоспособности.

Расписание учебных занятий включает в себя все образовательные компоненты, представленные в учебном плане школы, расписание факультативных и индивидуальных занятий.

Тематическое планирование соответствиет образовательному минимуму по всем предметам, федеральный компонент образовательного стандарта реализуется полностью.

В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности преподавание ведется по учебникам, значащимся в федеральном перечне учебных изданий.

К началу учебного года всеми учителями  были  подготовлены учебные кабинеты, изучены методические письма по предметам, составлены в соответствии с требованиями стандартов и учебных программ УМК, дидактические материалы, тематическое планирование по преподаваемым предметам, были разработаны программы факультативов, определены темы самообразования.

 

  1. Анализ образовательного процесса

 

По итогам первого полугодия  42 учащихся освоили учебную программу на «хорошо» и «отлично», что составляет 43% всех учащихся.

В течение первого полугодия  в гимназии осуществлялся педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества образования по ступеням обучения, анализ уровня промежуточной аттестации по предметам с целью выявления недостатков и их причин.

Работа по внутришкольному контролю была организована и проведена  в 1 – 4 классах. Преподавание на I ступени обучения ведется по программе «Школа России», ФГОС НОО.

С этой целью проводились:

  • мониторинг качества обученности учеников по предметам (входной, промежуточный мониторинг);
  • посещение и анализ уроков, занятий по внеурочной деятельности.

С целью проверки формирования у обучающихся универсальных учебных действий были посещены уроки учителей  1-4 классов, состоялось собеседование с учителями, с учениками.

При посещении уроков в этих классах наблюдалось, что особое внимание учителя уделяют использованию в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения.

На уроках у Карачевой Н.Ю., Зацепилиной Н.А., Войтовской Л.И., Галимовой М.И. часто можно было наблюдать игровые формы работы, что необходимо для учащихся младшего школьного возраста с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Применение игровых форм помогает учителю на протяжении всего урока поддерживать интерес ученика к изучаемому материалу, концентрировать его внимание.

Очень эффективно используют учителя  на уроках различные элементы соревнований, умело создают ситуацию успеха.

Индивидуальная работа сочеталась с коллективной, групповой, работой в парах. Работа в группах у Карачевой Н.Ю. и Зацепилиной Н.А. носит системный характер, каждый вид деятельности учитель начинает с выработки основных правил: полное внимание к однокласснику; серьезное отношение к мнению других; терпимость, дружелюбие; никто не смеется над ошибками товарища, так как каждый имеет право на ошибку.

В процессе этого у детей формируются личностные действия, коммуникативные, познавательные и регулятивные. Овладение учениками универсальных учебных действий происходит на каждом уроке.

С первой минуты урока учителя включают детей в организацию своей учебной деятельности, дают им возможность поставить учебную задачу, увидеть проблему, выразить ее словесно. Вместе с учителем учатся составлять план действий по решению проблем.

Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

По результатам работы в режиме внедрения стандартов второго поколения можно сделать следующие выводы:

  • У детей сложились отношения учебного сотрудничества, все возникающие проблемы дети решают в доброжелательной обстановке, не проявляя враждебности и агрессии.
  • В области контроля и оценки своих действий учащиеся могут оценивать свои работы объективно, по заданным критериям, обнаруживать совпадение, сходство и различие результата своих действий с образцом.

Все учителя начальных классов ведут преподавание в соответствии с требованиями общеобразовательных программ.

Согласно плана внутришкольного мониторинга проводился анализ качества знаний учащихся 1-4 классов, проводилась диагностика сформированности УУД (личностных, регулятивных, познавательных).

В соответствии с планом работы школы на 2014-2015 учебный год  о проведении классно – обобщающего контроля  «Организация учебно-воспитательного процесса в первом классе в период адаптации обучающихся к школьной жизни» была проведена проверка организации работы в 1 классе с 20.10 – 30.10.2014 г

Цель контроля:

  1. адаптация ребенка в школе;
  2. проверка выполнения учащимися единых педагогических требований;
  3. ознакомление с новым классным коллективом.

Методы проверки: наблюдение, знакомство с классной документацией; контроль режимных моментов; посещение уроков по всем предметам; собеседование с учителем; проверка рабочих прописей  по русскому языку и математике.

Анализ календарно-тематического планирования показал, что оно составлено в соответствии с данной программой. В начальный период обучения были созданы благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. Согласно Санитарных правил 2.4.2. 2821 -10 с 01 сентября 2014г. «Санитарно – эпидемиологические  требования к условиям  и организации в общеобразовательных учреждениях» в 1 классе в течение сентября, октября месяца проводилось по 3 урока по 35 минут. Домашнее задание отсутствует.

На уроке в обязательном порядке проводились одна-две физкультминутки, протяженностью по 1-2 минуты приблизительно на 10-ой и 20-ой минутах урока в игровой форме.

После второго урока ежедневно проводятся динамические паузы в виде прогулок либо игр на свежем воздухе, в случае ненастной погоды – в помещении.

Классная  комната проветривалась во время перемен, без присутствия детей. Уровень освещенности классной комнаты хороший.

Посещенные уроки показали, что  учитель владеет методикой построения современных занятий. На уроках применяются различные формы и методы работы, активизирующие учащихся для восприятия учебного материала.

Групповая, индивидуальная работа  и работа в парах присутствует на каждом уроке. Познавательные  УУД  формируются уже на  первых уроках, когда  речь идёт  о буквах, звуках, слогах, предложениях и цифрах, где учитель обучает логическим действиям сравнения, анализа, синтеза.

Дети сами чаще всего определяют тему урока и задачи, над которыми им  предстоит работать на уроке.

Самым значимым элементом урока является оценка детьми результата своей деятельности и других ребят, используя для этого самые различные символы: смайлики и «кирпичики знаний»,тем самым создавая для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Коммуникативные УУД формируются на обучении строить речевое высказывание. Учитель обучает умению  строить целое предложение ,отвечать на вопрос целым предложением, и конечно же умению работать совместно в  группе и  в паре.

Требования, предъявленные учителями, работающими в 1 классе едины и учащимися выполняются.

Следует отметить доброжелательность учителей, взаимопонимание с учащимися. Уроки проходят в хорошем темпе.

Тематические планы уроков учителей грамотно отражают содержание учебного материала. На посещенных уроках использовались красочные наглядные пособия и раздаточный материал.

На уроках обучения грамоте учитель осуществляет индивидуальный подход к учащимся, в соответствии с разным уровнем подготовки и знаний учеников применяются разные формы обучения, в большей степени используется наглядность.

Уроки математики учителем планируются грамотно, с учетом дифференцированного подхода к обучению. Дети четко выполняют требования учителя, с удовольствием участвуют в ролевых играх, проводимых на каждом уроке математики.

Ухудшение показателей здоровья детей и увеличение случаев обострения заболеваний за период адаптации не отмечалось.

Результаты педагогической деятельности учителей в первом полугодии 2014-2015 учебного года:

Качественная успеваемость в сравнении с первой четвертью выросла в 4 классе по русскому языку; по литературному чтению, математике, окружающему миру, в 3 классе по литературному чтению, математике, окружающему миру, во 2 классе по литературному чтению.

Снизилась во 2 классе по русскому языку, математике, окружающему миру, в 3 классе по русскому языку.

Рекомендовано учителям начальных классов использовать на уроках формы и методы обучения развивающего характера, а также индивидуально-дифференцированные задания с целью повышения качества успеваемости по предмету.

В 2014 – 2015 учебном году на третьей ступени обучения  углубленно изучаются предметы гуманитарного цикла: обществознание, русский язык.

По результатам первого полугодия видно качество успеваемости в 6 классе составляет в среднем 88%, в 10- классе – 75%, в 5 классе – 71%.

Для повышения качества успеваемости учителя на уроках используют индивидуальный подход к обучающимся, учитывают способности каждого ученика, добиваются усвоения обучающимися образовательного стандарта по предметам.

Рекомендовано классным руководителям усилить взаимодействие с учителями-предметниками. Поставить на внутришкольный контроль работу с резервом отличников и хорошисто

  1. Контроль за ведением документации

 

В течение первого полугодия  шла проверка журналов по своевременному и аккуратному заполнению и выставлению оценок, по выполнению программ.

Классные журналы проверялись ежемесячно, при этом преследовались различные цели проверок: соблюдение правил ведения классных журналов, объективность и накопляемость оценок по отдельным предметам, проверка по устранению замечаний, учет посещаемости занятий учащимися. Результаты контроля обсуждались на совещании при заместителе директора по УВР.

В большинстве классных журналов уменьшилось число серьезных ошибок, остаются лишь незначительные замечания.

Заместителем директора по УВР  проверялось единство требований к ведению тетрадей по русскому языку, математике,  систематичность проверок тетрадей по математике, ведение тетрадей для контрольных работ.  Итоги контроля обсуждались на заседаниях МО, совещаниях при заместителе директора по УВР.

Осуществлялся контроль за ведением дневников обучающихся  2-10 классов, результаты также обсуждались на совещании. Для придания большей значимости  ведению дневников и осуществления связи с родителями через дневники с результатами проверок необходимо шире знакомить учителей, классных руководителей, родителей на классных родительских собраниях.

В основном единые требования к ведению документации, журналов педагогами соблюдаются, знания обучающихся  оцениваются объективно, у большинства учителей сложилась система тематического учета знаний обучающихся на уроках.

Даны рекомендации учителям-предметникам своевременно делать записи проведенных уроков, планировать разнообразные формы и методы опроса на уроках, своевременно выставлять оценки обучающимся в журнал.

 

  1. Контроль за состоянием преподавания.

 

Для контроля  за состоянием преподавания учебных предметов каждую четверть составлялся план посещения уроков. Особое внимание в работе МО и администрации уделялось совершенствованию форм и методов организации урока.

Был проведен тематический контроль, который включал в себя проверку рабочих программ учителей, школьной документации (тетрадей, дневников обучающихся, классных журналов), особое внимание уделялось выполнению учебных программ.

Классно-обобщающий контроль включал в себя анализ организации и систему учебно-воспитательного процесса в классных коллективах 1 класса и 5  класса.

Результаты классно-обобщающего контроля в 5 классе  легли в основу работы педагогического совета по вопросу преемственности между 1 и 2-ой ступенями обучения. Адаптация пятиклассников в среднем звене прошла успешно.

По результатам классно-обобщающего контроля в 5 классе были проверены тетради всех видов по всем предметам, дневники обучающихся, посещены уроки, проведены контрольные срезы.

Анализ результатов различных видов контроля показывает, что систематический тщательно продуманный контроль  позволяет вовремя обнаружить, закрепить успехи, достигнутые учителями и обучающимися, своевременно предупредить недочеты, помочь их ликвидировать.

Анализируя данные, полученные при этом, можно сказать, что

  • учителя уверенно, профессионально владеют учебным материалом;
  • поощряют инициативу, самостоятельность;
  • применяют в процессе обучения элементы  технологии разноуровневого обучения;
  • отдельные учителя внедряют в преподавание информационные технологии;
  • применяют на уроке здоровьесберегающие технологии;
  • различаются требования к дисциплине на уроке, к ведению тетрадей, подготовке домашнего задания, составлению плана урока, отбору содержания материала.

С помощью внутришкольного контроля оценивается состояние и результаты учебно-воспитательного процесса по классам, предметам, персонально по каждому учителю.

Итоги контроля подводились на совещаниях при директоре, заместителе директора по учебно-воспитательной работе.

 

  1. Анализ педагогической деятельности.

 

Образовательный процесс в гимназии в первом полугодии был обеспечен педагогическими кадрами соответствующей квалификации и уровня образования, основу коллектива составляют педагоги со стажем 15-20 лет.

Своевременное освоение новых технологий в преподавании, творческий, неординарный подход к делу позволяют коллективу быть на передовых позициях педагогики, добиваться хороших результатов в работе.

Образование всех педагогических работников соответствует занимаемой должности. Учителя проходят курсы повышения квалификации, выписывают методическую литературу.

К сожалению, не всегда у отдельных педагогов исполнительская дисциплина соответствовала требованиям должностных обязанностей и нормам профессиональной этики, что мешало нормальной жизнедеятельности школы, создавало излишнюю, никому ненужную напряжённость в коллективе: нарушение сроков проведения мероприятий, выполнения приказов руководителя, качество оформления отчётов.

При планировании методической работы гимназии педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед гимназией.

В соответствии с целями и задачами методическая работа школы осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

  • Тематические педагогические советы.
  • Школьные методические объединения.
  • Заседания методических советов.
  • Предметные недели.
  • Информационно-методическое обслуживание учителей.
  • Мониторинг  качества образования.
  • Повышение квалификации педагогов.

Это традиционные, но надежные формы организации методической работы.  С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ и  учебного плана школы, обновление содержания образования через  использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные,  здоровьесберегающие, информационные, развивающие).

Высшей формой коллективной методической  работы школы всегда был и остается педагогический совет.

В первом полугодии 2014/2015 учебного года были проведены  2 тематических  педсовета:

  • «Адаптация учащихся в 5 классе к обучению в среднем звене»;
  • «Урок в начальной школе: современные подходы по проведению и анализу. Методические основания проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС».

Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со  слабоуспевающими и одарёнными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей учащихся, повышение у них мотивации к обучению, а также создание условий для повышения уровня квалификации педагогов.

В системе проводились семинары под руководством Темняткиной О.В. по теме «Формирование добродетелей у учащихся в процессе нравственно-ориентированной деятельности».

Методические советы были проведены по следующим темам:

  • Проектная деятельность в школе.
  • Итоги мониторинга учебного процесса за полугодие.

Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников, являются методические объединения.

В школе действуют:

  • методическое объединение гуманитарного цикла, руководитель Ларионова И.А.;
  • методическое объединение естественно-математического цикла, руководитель Новоселова З.Е.;
  • методическое объединение учителей начальных классов, руководитель Зацепилина Н.А..

Главной задачей работы методических объединений  являлось оказание помощи  учителям в совершенствовании педагогического мастерства. Методические объединения имели свой план работы, в соответствии с темой и целью методической работы школы.  На заседаниях школьных методических объединений обсуждались следующие вопросы:

  • Анализ работы МО за 2013-2014 учебный год. Планирование работы МО на 2014-2015 учебный год.
  • Нормативная база ФГОС второго поколения.
  • Деятельность учителя в условиях введения стандартов второго поколения.
  • Преемственность в обучении учащихся 5 класса.
  • Работа с одаренными детьми и учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.
  • Утверждение тем проектно-исследовательской деятельности учителей.
  • Утверждение тем по самообразованию.

На заседаниях методических объединений рассматривали вопросы, связанные с изучением и применением новых технологий, большое внимание уделяли вопросам сохранения здоровья учащихся, рассматривали и анализировали экзаменационные и другие учебно-методические материалы.

В рамках работы методических объединений проводились открытые уроки, предметные недели, внеклассные мероприятия по предметам.

Предметная неделя по русскому языку и литературе была проведена по плану. В ней приняли участие все школьники.

Все намеченные мероприятия проводились в установленные сроки и были проведены с большим интересом для участников.

Увлекательные формы проведения мероприятий: викторина, путешествие, игра – помогают формировать интерес к изучению русского языка и литературе, углублять знания, повышать общую языковую культуру, воспитывать языковое чутьё, развивать лингвистические способности.

Проведенные мероприятия помогли учащимся школы узнать много нового, интересного об необыкновенных героях, произведениях. Что помогает сформировать устойчивый интерес к изучению предмета.

В предметной неделе начальных классов активное участие приняли  все учителя начальных классов и  ученики.

Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Для активизации мыслительной деятельности обучающихся проведены конкурсы, викторины, уроки  и внеклассные мероприятия.

Предметная неделя позволила обучающимся раскрыть свой творческий потенциал. Все учителя в ходе предметной недели проявили хорошие организаторские способности, создали  творческую атмосферу.

Обучающиеся показали хорошие знания  предметных ЗУН, умение применять знания в разных ситуациях, взаимовыручку, неординарное решение трудных вопросов.

Каждый ребенок являлся активным участником всех событий недели.
Он мог попробовать свои силы в различных видах деятельности: решать задачи и примеры, сочинять, писать, мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.

Все учителя в ходе предметной недели проявили хорошие организаторские способности, создали праздничную творческую атмосферу.

Можно с уверенностью сказать, что предметная неделя прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы учителей начальных классов.

 

  1. Достижения учащихся.

В рамках подпрограммы «Одаренные дети» предусмотрено проведение всероссийских предметных олимпиад.

Через предметные олимпиады предъявляются новые требования к содержанию и качеству образования, формам и методам учебной работы.

Олимпиада – это проверенный способ выявить детей, имеющих способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей.

Возможности, предоставляемые школьникам олимпиадой – это, прежде всего, возможность получить новые знания, определить и развить свои способности и интересы, приобрести самостоятельность мышления и действия, проявить себя, поверить в свои силы.

Все эти перспективы могут быть достигнуты только при наличии развитой системы подготовки школьников к предметным олимпиадам.

Опыт предыдущих лет показывает, что по некоторым предметам нет системы подготовки  обучающихся к участию в олимпиаде, не уделяется достаточно вниманию поиску и поддержке одаренных детей.

Между тем, при таком  уровне подготовки, участие обучающихся в этапах  всероссийской олимпиады – на протяжении последних лет является достаточно высоким.

Учащиеся гимназии участвовали в олимпиадах и конкурсах:

Проект Эму Эрудит – мониторинговый дистанционный матапредметный конкурс для учащихся 1-4 классов, оценивает уровень сформированности метапредметных результатов образования:

  • чтение, работа с текстом;
  • компетентность в решении проблем;
  • регулятивные УУД;

познавательные и коммуникативные УУД.

Конкурс «Грамотей – марафон» комплексно проверяет орфографическую грамотность учеников в начале учебного года.

«Международная Олимпиада по основам наук», цель которой:

  • Провести срез знаний среди учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов по предметам учебной программы.
  • Выявить наиболее подготовленных учащихся для участия в следующем отборочном этапе Олимпиады.

Конкурс «Кит – компьютеры, информатика, технологии»  – творческий конкурс по компьютерным наукам и математике в компьютерных науках для учащихся 2-11 классов.

Целями и задачами Конкурса являются:

  • участие школьников в творческой деятельности;
  • развитие познавательного интереса школьников к компьютерным наукам, информатике и информационным технологиям, математическому аппарату в области компьютерных наук;

активизация внеклассной и внешкольной работы.

Следует отметить, что участниками олимпиад практически по всем предметам являются одни и те же учащиеся, и чаще всего не одаренные дети, а успешно осваивающие образовательные стандарты. Этот вопрос требует незамедлительной доработки со стороны учителей, чтобы внеклассная образовательная деятельность должна стать для учащихся необходимостью для творческого самоопределения, приобретения познавательного опыта.

Необходимо продолжить реализовывать цель: создание условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и поощрения их творческой деятельности с помощью следующих задач:

  • продолжить формировать знания, умения и навыки в определенных предметных областях познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования;
  • совершенствовать методическую и информационную поддержку педагогов в работе с одаренными детьми;
  • использовать при подготовке к олимпиадам электронные учебно-методические материалы;

продумать формы работы по повышению мотивации и результативности учащихся в участии в олимпиадах.